ОСНОВЫ ПОХОРОННОГО ДЕЛА

В XX-XXI веках ритуальное обслуживание в России, устройство некрополей, вся производственная база, традиции претерпели колоссальные изменения.
До XVIII века в России не имелось общегородских кладбищ. Захоронения проводились на погостах приходских церквей или на территориях монастырей. Но уже к концу XVII века почти все эти кладбища были переполнены.
Изготовлением ритуальных принадлежностей — гробовых колод, саванов, надгробий и т. д. — занимались ремесленники. Притом некоторые из них специализировались только на этом и передавали своё дело из поколения в поколение.
Коренной перелом произошёл с начала 18 века, когда царь - реформатор Пётр I, изменявший всю жизнь страны, занялся и кладбищами.
Пётр ввёл и светский ритуал при погребении: для военных и государственных деятелей похороны устраивались по особым церемониальным правилам, с почётным караулом, духовым оркестром, прощальным салютом. Тело стали носить не на руках или перевозить на санях, а водружали на катафалк (колесницу). Но всё это было лишь поверхностное перенимание европейских обычаев.
По образцу Европы их надо было устраивать не у приходских храмов, как ранее, а за городом, в сухих местах. Старые же предписывалось закрывать. Пётр, со свойственным ему рационализмом, предписывал камень с могил использовать «на всякое строение», он же в целях сбережения лесов запретил выдалбливать гробовые колоды, а велел делать гробы из пиленых досок.
Кладбищами по-прежнему ведала Церковь — Святейший синод. Он выпускал указы для епархий, вёл разбирательства дел, следил за точным соблюдением правил похорон. У других религиозных конфессий этим занимались специально созданные духовные управления или национальные общины. Законы о создании кладбищ, санитарные требования к похоронному делу, разбирательства и тяжбы, многие другие вопросы решал правительствующий сенат — высший законодательный и судебный орган империи.
Во времена правления дочери Петра I императрицы Елизаветы был издан указ от 2 июля 1748 года, который упразднял все приходские погосты - «...прежние могилы заровнять, а погребальные камни с могил употребить на церковное строение по необходимости». На основе этого указа появилось первое в Москве и одно из первых в России (первым был только Петербург) гражданское общегородское кладбище — Лазаревское.
Поводом же к изданию этого императорского указа послужило то, что у императрицы Елизаветы портилось настроение от вида крестов и могил на кладбищах Басманной и Немецкой слобод, которые стояли по пути её следования из Московского Кремля в загородный Головинский дворец...
Следующий император — Пётр III отменил своим указом от 13 июля 1762 года прежний указ и «...мёртвых тех законов людей на тех кладбищах погребать дозволить».
Большая смертность населения в ходе эпидемии чумы 1770— 1772 годов вызвала решение правительства о создании сети гражданских некрополей на выгонных землях близ городских границ. С 1771 года Святейший синод запретил хоронить при приходских церквах во всех городах России, а рекомендовал «...за городом, на выгонных землях, где способнее». Было указано и на то, что при кладбищах обязательно должны быть церкви или часовни для отпевания умерших. Остальные требы в них совершаться не могли — крещение, венчание и проч. Проекты, штат, убранство утверждалось в местной духовной консистории.
Отныне хоронить в городах можно было только на территории соборов и храмов, монастырей или крепостей. В соборах и храмах и возле них хоронили духовенство, выдающихся светских особ и храмоиздателей — людей, на чьи средства строился храм. В монастырях, помимо монашествующих, в силу ряда причин, хоронили только известных или знатных особ. В крепостях — чаще всего комендантов, полководцев. Эта традиция сохранилась вплоть до начала советского периода, когда стали хоронить убитых на центральных городских площадях. Прежние церковные кладбища правительство предложило перепланировать в площади, обнести оградами и обсадить деревьями. По закону их нельзя было обращать в пашни, возводить никаких строений. На деле же их застраивали домами или превращали в проезжие части. Лишь немногие обратили в скверы.
В этом отношении Россия шла «в ногу» с другими европейскими странами — Австрией, Францией, Швецией, где также сносили средневековые некрополи. Но в этих странах на месте могил устраивали газоны, скверы, фонтаны и ставили мемориальное сооружение, напоминающее всем, что это за место. Останки же переносили в катакомбы или на новые кладбища. Сенат от 24 октября 1771 года предписал губернаторам исполнить распоряжение по созданию городских кладбищ. Указом от 19 мая 1772 года сенат потребовал, чтобы эти кладбища учреждались в удобных местах, на расстоянии от последнего городского жилья (дома) не менее 100 саженей (213 метров) и не более 300 саженей (630 метров).
В целях санитарии и гигиены тем же сенатским указом было велено обносить кладбища если не забором, то хотя бы земляным валом: «...но токмо бы оный вал не выше двух аршин был, дабы через то такие места воздухом скорее очищались, а для удержания скотины, чтоб оная не могла заходить на кладбища, лучше поделать около вала рвы поглубже и пошире». Могилы предписывалось копать на глубину около сажени (1 сажень = 2,13 метра). Подыскивать места предписывалось в сухом, по возможности песчаном, месте, к которому бы вела из города удобная дорога.
Тем же указом (от 19 мая 1772 года) сенат предписал духовным властям «...чтобы усопшие, кроме тех кладбищ, кои на вышеописанном расстоянии отведены будут, и в других местах отнюдь похороняемы не были».
По указу сената от 1 ноября 1772 года новые кладбища должны были создаваться за счёт городского населения: «...потребные при устройстве кладбищ издержки исправлены быть должны на средства обывателей». Находясь на общественной земле, кладбища оставались собственностью общества. Православные в ведении епархий, т.е. духовного ведомства, прочие — в ведении национальных или религиозных общин. Они же обязаны были вести надзор за могилами и за порядком на кладбищах. Доходы от погребений и поминовений шли на содержания причта, кладбищенских богаделен и самого кладбища. На христианских кладбищах к причту относились: настоятель церкви, дьяконы, писарь, могильщики, сторожа, садовник, метельщики. Кладбищенские богадельни обычно имелись при всех христианских кладбищах. На них призревали от 5 до 30 человек, главным образом престарелых священников или их вдов и пожилых женщин. Содержалось кладбище чаще за счёт городов или кладбищенских попечительств, а не за счёт духовного ведомства.
Новые кладбища открывались в 1771—1776 годах по всей территории империи. Размеры каждого кладбища, прирезка к нему земли находились в ведении губернаторов, которые должны были согласовать свои действия с епархиальным советом и получить (с начала XIX века) разрешение Министерства внутренних дел.
Деление могильной земли по стоимости на разряды уподоблялось стоимости участков под строительство в настоящем городе — чем ближе к центру, тем дороже. Выработалась и иерархия мест захоронения, начиная от алтаря и кончая границами кладбища. В конце XIX века валы и рвы вокруг кладбищ были ликвидированы и заменены коваными оградами или заборами.
Как уже говорилось выше, цены за могильные участки на городских и монастырских некрополях в разных местах империи зависели исключительно от воли и прихоти кладбищенских служащих. Порой это приводило к произвольному взвинчиванию ими цен. Лишь в 1834 году вышло «Повеление императора Николая I о цене за могилы». Согласно повелению все участки на кладбищах были поделены на разряды. А поводом к его изданию послужил случай, произошедший в Санкт-Петербурге в мае 1826 года. За погребение на кладбище Александро-Невской лавры камер-фрейлины Протасовой с её родных было взято монахами 8000 рублей — очень большая сумма по тем временам (это почти 27-летний заработок ремесленника). Об этом императору доложил министр государственных имуществ, князь Пётр Мещерский, и предложил по европейскому образцу устроить разряды с фиксированной ценой. Прежде всего это касалось православных кладбищ.
Дело затянулось на несколько лет. В мае 1841 года Святейший синод выпустил распоряжение, в котором говорилось, что «кладбища монастырские суть почётные, и потому делать их слишком доступными для всех было бы несогласно с целью их существования» — ведь монастырская территория не только земля освящённая, это — частица рая на земле.
Но уже спустя месяц Святейший синод выработал «Положение по благоустройству православных кладбищ», утверждённое императором 10 июня 1841 года. На основе этого «Положения» Святейший синод издал указ от 14 июля 1841 года, по которому навсегда фиксировались цены на похоронные услуги: «...внушено было от обоих митрополитов состоящему при кладбищах духовенству, что цены определены в «Положении» единственно с тою целью, дабы ни в каком случае не взимать платы выше оных, но что по уважению недостаточности лиц должно, сколько окажется возможным, понижать оные и вообще действовать в сих делах с таким вниманием к их нуждам, которое отвращало бы всякие жалобы, могущие быть поводом к нареканию на духовенство, а затем к оскорблению достоинства священного сана его».
В этом указе особо отмечалось, что «плату за места на кладбищах и за другие похоронные потребности особенно нужно привести в облегчённый вид, как падающий на беднейший класс народа... При определении епархиальным начальством правил необходимо обратить внимание на потребности самих кладбищ. Содержание его самого в надлежащем благоустройстве, чистоте и безопасности и постепенное его распространение...».
В «Положении» подробно обговаривались размеры могил, цены за установку надгробных памятников, цены за участки (разряды). В монастырях устанавливались первые 5 разрядов, на городских некрополях все 7. Разряды зависели от меры удаления участка от храма и входов и от центра к периферии.
Бесплатно установить над могилой можно было только деревянный крест, как «знамение веры и страданий Спасителя». Размер могильного участка, независимо от разряда, мог занимать не более 3,5 в длину и 2 аршина в ширину (1 аршин = 71см.). Крупные участки оплачивались отдельно. Дополнительная плата взималась за установку каменного или металлического памятника, а также если памятник был больше самой могилы. На городских кладбищах причт не имел права кому бы то ни было отказывать в погребении (кроме воспрещенных случаев), а на монастырских могли похоронить только с разрешения настоятеля (настоятельницы).
Первые два разряда не имели фиксированных цен, поскольку «...во внеразрядных местах плата от 100 руб. и дороже». К ним относились участки у храмов. 3-й разряд стоил 20 руб., 4-й — 10 руб., 5-й — 5 руб., 6-й — 50 коп., 7-й — бесплатно. Он предоставлялся для захоронений умерших в тюрьмах, больницах, богадельнях, и самых бедных жителей. «Правилами» предоставлялись уступки: «Уступки за места для могил должны быть делаемы только тогда, когда лица, требующие уступки, предоставят за подписью приходского священника на похорон-ном свидетельстве удостоверение о своей бедности». Родственникам усопшего или лицам, за чей счёт производилось погребение, кладбищенская администрация выдавала удостоверение-памятку (размером 12х14 см.). С лицевой стороны на ней указывался год, месяц и день похорон; регистрационный номер в кладбищенской книге; фамилия и инициалы покойного и номер участка; разряд захоронения, подтверждённый подписью сотрудника кладбища и тут же наклеенной акцизной маркой.
С обратной стороны была напечатана памятка, утверждаемая Епархиальным начальством (митрополитом и Духовной консисторией):
«От управления кладбища. Вкладчики, имеющие при могильных местах усопших родных деревянные кресты и загородки, должны тщательно и своими средствами наблюдать за прочностью крестов и загородок и не допускать их до разрушения и тем охранять и сами могильные места от стеснения их новыми могилами. В противном случае упавшие вследствие гнилости кресты и загородки немедленно будут убираемы с могил. То же относится и к другим, разрушившимся от ветхости, могильным сооружениям и украшениям.
Занимаемые места для будущих погребений, при самом внесении вкладов за них должны быть огораживаемы приобретающимися и на их счёт, хотя бы временными загородками с постоянным поддержанием их в исправности. Иначе неогороженные и свободные от захоронения места, по недоумению могут быть отводимы под могилы и другим лицам.
Могильщикам, сторожам и другим рабочим и прислуге кладбища, а равно и церковным сторожем и богаделкам не дозволено входить ни в какие сношения с приходящими по делам кладбища. Со всякими же потребностями и заказами: на приобретение могильных мест, на рытьё могил, украшение их зеленью, окладку дёрном и уход за ними — с возжиганием лампад при них, — на выкладку склепов, на железные и деревянные решётки и барьеры, цоколя и балдахины, ящики, кресты с венками, окраску их и проч. — следует обращаться в контору кладбища и получать здесь в уплате причитающиеся и притом вносимых вперед денежных сумм отрывочные квитанции и с обязательным обозначением внесенной суммы в корешковой квитанции. По украшению же могил цветами и деревами должно обращаться в особое отделение при конторе кладбища по отделу садового цветоводства, устроенного при оранжерее на самом кладбище. Вклады по всем заказам поступают на сирот и бедных духовного звания и на благоустройство кладбища.
Какие бы то ни были работы на могилах посторонним лицам дозволяются только после решения и указания конторою кладбища, под её надзором и при соблюдении установленных правил, — при том в будни от 6 ч. утра и до 8 ч. вечера, с предварительно внесённым сообразно с количеством производимых работ залогов в обеспечение соблюдения порядка при работах. Уход за могилами, украшение их цветами и обкладка их дёрном, по найму посторонним для конторы кладбища лицам епархиальным начальством воспрещён. Со сведения конторы кладбища и под её наблюдением желающие могут ухаживать за могилами усопших родных и собственноручно, а также через своих прислуг, как то: теплить на них лампады, очищать от мусора, украшать цветами, приобрётенными на стороне и т. п. подчиняясь установленным порядкам на кладбище. Приведение в порядок могильных мест, принятых конторою кладбища, по заказам на особый уход и проч. после непогоды производится на участках по очереди: постоянный же уход за ними содержится только в течение срока, на какой внесена вперед причитающаяся плата.
Не дозволено посторонним лицам без всякой нужды расхаживать по кладбищу.
Контора кладбища под постоянным наблюдением и управлением заведующего кладбищем, настоятеля. Он же даёт и личные объяснения желающим по делам кладбища».

7 декабря 1918 года был обнародован Декрет «О кладбищах и похоронах». Согласно ему уничтожалось: деление кладбищ по вероисповеданиям, разделение мест на кладбищах на разряды, отменялась плата за участки. Объединялись и различные территории (кладбищ).
Так, ранее на христианских кладбищах отдельно от всех хоронили самоубийц, преступников, людей, преданных анафеме. На мусульманских, еврейских и караимских прежде было разделение на мужские, женские и детские участки. Таким образом, новая власть пыталась бороться с религиозными и национальными «предрассудками». В будущем планировали снести все городские некрополи и устроить на их месте общественные сады. Похороны осуществлялись бы в крематории. Национализированные кладбища перешли от религиозных общин, монастырей в ведение местных Советов. В Москве их хозяином стали Похоронные отделы Москомхоза при райсоветах. Денег, а следовательно, желания следить за кладбищами у Москомхоза не было, и уже в 1919 году городские и монастырские кладбища стали приходить в запустение. Захоронения аристократии и богатые могилы ветшали, поскольку большинство родственников усопших эмигрировали или лишились имущества и средств. В усыпальницах селились беспризорные дети и бездомные, многие склепы взламывались в поисках сокровищ. Но главный урон захоронениям наносил вандализм: с надгробий сбивали кресты, валили и ломали скульптуры и ограды помимо «простого» хулиганства многими двигало «чувство классовой ненависти к останкам эксплуататоров».
В 1930—1940-е годы старых кладбищ для городских властей как бы не существовало, на планы городов их старались не наносить, как будто они своим видом портили руководству настроение. Не предусматривалось устройство и новых городских некрополей. Создавалось впечатление, что или люди будут жить вечно, или поголовно проникнутся идеями кремации, а традиция предавать тело земле уйдёт в далекое прошлое.
С 10 февраля 1977 года в России стали действовать «Санитарные правила устройства и содержания кладбищ», утверждённые Главным государственным санитарным врачом СССР. В них были оговорены правила отвода и устройства кладбищ, их эксплуатация; захоронения и перезахоронения умерших, правила их перевозки. Затем стал действовать новый документ: «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 апреля 2003 г. № 35, зарегистрированное в Минюсте РФ 30 апреля 2003 г. под № 4475 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03».
Только в начале 1960-х годов, когда было создано Министерство жилищно-коммунального хозяйства, появилась структура, ведавшая всем ритуальным хозяйством страны. Именно этому министерству и подчинялись комхозы. Оно же вместе с МВД и Минздравом разрабатывало законы по ритуальному обслуживанию, санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.
С момента создания Госстроя при нём из бывшего министерства ЖКХ было организовано управление жилищно-коммунального хозяйства. В его функции входило и ритуальное обслуживание.
После 1991 года ритуально - похоронное обслуживание вышло на новый уровень. Стало возможным восстановление вероисповедальных кладбищ, устройство фамильных склепов, кладбищ для домашних животных, взятие в аренду вновь создаваемых небольших некрополей. Благодаря новым законам стало возможным возникновение частных мастерских, похоронных бюро, моргов и лабораторий бальзамирования. Они стали составлять конкуренцию госструктурам.
Позже большая надежда на организацию порядка в каждом регионе России стала возлагаться обществом на государственные унитарные предприятия (ГУПы). С этими главными в регионах ритуальными структурами взаимодействуют частные фирмы. Все они вместе проводят ежегодные выставки для иностранных, отечественных производителей ритуальных принадлежностей, конкурсы среди предприятий, издают немногочисленные газеты и журналы. Совместными усилиями государства и частного бизнеса в ряде учебных заведений страны начали подготавливать специалистов по ритуальному обслуживанию.
Похоронное дело – самостоятельный вид деятельности, организуемый органами исполнительной власти и включающий в себя деятельность по оказанию ритуальных, юридических, производственных, обрядовых, а также иных видов сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения.
Отрасль затрагивает интересы всех граждан страны. Социальная значимость ритуально-похоронной сферы обязана сочетаться с рыночными условиями, в которых работают предприятия отрасли.
Главная цель деятельности похоронных предприятий - качественно и своевременно оказывать населению гарантированные законодательством ритуальные услуги.

Похоронные услуги имеют свою исключительную специфику в отличие от других сфер услуг.
Первая и основная состоит в том, что эти услуги нельзя закончить предоставлять (например, услуги погребения).
Каждый умерший человек должен быть обязательно похоронен независимо от того:
1) кем он был при жизни;
2) где и с кем он жил или жил один, было ли у него не было постоянного места жительства;
3) какое материальное положение было у его семьи и какое материальное положение у родственников, друзей и близких покойного;
4) какой национальности, какого вероисповедания или атеист, или иностранец.

Оказание похоронных услуг связано с высокой степенью ответственности и моральной нагрузки (для потребителя услуг и для работников похоронной сферы).
Надо учитывать, что заказчик похоронных услуг – это особая категория, принципиально отличающаяся от потребителей других видов обслуживания. Как правило, гражданин, взяв на себя ответственность за организацию захоронения умершего родного, близкого человека, не представляет всего объема работ по захоронению, специфики услуг, так как обычно у него нет реального опыта такой работы.
При этом такой гражданин:
1) находится в стрессовом состоянии – у него горе утраты родного, близкого человека и он не всегда адекватно воспринимает порядок и практику услуг, которые он взялся организовывать;
2) не знает всех правил предоставления ритуальных услуг, он «неграмотный» в этом отношении, не знает своих прав и обязанностей, не знает соответствующих законов, постановлений, правил в области похоронного дела;
3) доверяется представителю похоронной службы, оформляющему заказ на ритуальные услуги;
4) понимает необходимость провести похороны в течение трех суток, а для мусульман – в течение суток;
5) готов заплатить деньги за предоставленные услуги и даже готов взять необходимую сумму взаймы, чтобы провести захоронение достойно, по-человечески.
Смерть близкого человека, которая сопровождается состоянием острейшего психоэмоционального стресса, связанного с переживанием чувства безвозвратной утраты, является для человека трудной, экстремальной жизненной ситуацией.
Если заказчик останется недоволен той или иной услугой или комплексом услуг в целом, то «переделать» или исправить что-либо будет уже невозможно. Психологический след от некачественного обслуживания надолго останется в сознании заказчика. Тем более, проводы близкого человека в последний путь – событие неординарное. Это обусловливает большую степень ответственности исполнителей обслуживания. Все действия во время похорон должны иметь целью достойные проводы умерших и достойный переход к новой жизни для живущих.
Учитывая специфику похоронных услуг, определяемую, в частности:
1) очень жестким ограничением времени по организации похорон (по традициям различных религиозных конфессий покойный должен быть погребен в течение 1-3 суток);
2) экстремальным характером ситуации при потреблении ритуальных услуг (состояние психоэмоционального стресса разной степени выраженности у заказчика);
3) невозможностью, как правило, выполнения похоронных услуг в порядке самообслуживания ввиду отсутствия у потребителей услуг опыта, соответствующего уровня профессиональной подготовки, необходимого оборудования и предметов труда;
4) неизбежной необходимостью потреблять похоронные услуги для каждого человека;
5) жизненной важностью данных услуг, не имеющими функциональных аналогов (заменителей) и в отрасли сферы услуг, ни в сфере материального производства;
6) многоэтапностью процесса от момента подачи заявки на организацию похорон до момента захоронения (последовательность реализации этапов зависит от большого количества факторов, действие которых часто не представляется возможным предотвратить и невозможности что-либо потом исправить, что проявляется в больших материальных и моральных издержках для потребителя), следует признать приоритетным целостное обслуживание заказчика с момента обращения потребителя к исполнителю, до полного удовлетворения потребности заказчика в данных услугах.

Впервые термин «профессиональный стандарт» был введен в трудовое законодательство федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ, согласно которому Трудовой кодекс РФ пополнился ст. 195.1, согласно которой под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимо работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а под квалификацией – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работа работника.
Профессиональный стандарт в области похоронного дела - это документ, принятый официальными органами государственной власти в установленном законом порядке, где указаны требования, предъявляемые к квалификации похоронного работника для осуществления им похоронной деятельности и повышения конкурентоспособности ее результатов.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р основой для перехода на эффективный контракт является актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений.
По словам Президента России В.В. Путина, должен быть создан механизм подтверждения квалификации работников через независимые сертификационные центры, которые будут подтверждать профессиональный уровень специалистов.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» одним из важнейших этапов реализации этой программы является переход на эффективный контракт, т. е. заключение с похоронным работником трудового договора (контракта), в котором будут конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
При этом в похоронной организации должна быть разработана и утверждена, соответствующими локальными нормативно-правовыми актами, система нормирования труда, включающая определенные требования к отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям).
Наличие утвержденных профессиональных стандартов позволит администрации похоронной организации четко сформировать подобную систему исходя из современных требований к определенным группам специалистов.
Наиболее целесообразным представляется заключение различного рода дополнительных соглашений к трудовым договорам похоронных работников (в связи с изменением их существенных условий, которое неизбежно при корректировке) с учетом требований профессиональных стандартов.
На сегодняшний день нужно использовать действенные механизмы регулирования отрасли посредством профессиональных стандартов. Не только Профессиональные стандарты должны быть обязательны к применению организациями похоронной отрасли, но и оценка профессиональных квалификаций должна быть основой регулирования рынка похоронной отрасли.
Пример: многие знают про термины «белый», «черный», «серый агент». В настоящее время разделяют по данным признакам только по тому - оплачивает или не оплачивает организация налоги. Однако родственникам умерших необходимо чтобы услуги были оказаны качественно (в том числе в обрядовой части) и недорого, однако в настоящее время так называемый «белый» агент не всегда может оказать услугу качественно и недорого и наоборот, «черный агент» оказывает услуги намного дешевле и качественнее.
Поэтому при оценке квалификации данные о специалисте появляются в федеральном реестре и он будет находиться под контролем, в случае нарушения законодательства его свидетельство будет аннулировано. Для работы данной системы есть все государственные механизмы, от признания оценки советами по профессиональным квалификации и аппеляционных обжалований, до проверки деятельности Минтрудом России.
В соответствии Трудовым Кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов…» профессиональные стандарты обязаны применяться государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
В Федеральном законе, в соответствии с Поручениями Президента РФ, должно быть требование к организациям отрасли по наличию работников, заключивших трудовые договоры, имеющих квалификацию, подтвержденную в соответствии с требованиями профессиональных стандартов регламентирующих организацию похорон и оказание связанных с ними услуг.
00:00