Информационное письмо

Руководителям органов местного самоуправления, предприятий и организаций похоронной отрасли.

Ассоциация предприятий похоронной отрасли Московской области и Институт обрядовой культуры ФАОУ ДПО «Государственная академия строительства и ЖКК» Минстроя России проводит опрос руководителей и специалистов органов местного самоуправления, предприятий и организаций похоронной отрасли в рамках разработки проекта профессионального стандарта «Специалист похоронного дела»

Похоронное обслуживание населения является одной из наиболее социально значимых сфер услуг и входит в состав жилищно-коммунального комплекса России.

Приобщение к цивилизованному похоронному обслуживанию населения, сохранение обрядовых традиций имеет большое значение в самых разных аспектах социально-экономической и духовной жизни страны. Это особенно актуально сейчас, когда после многих десятилетий забвения вернулось понимание, что культура похорон является неотъемлемой частью общей культуры.

Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изменениями от 22.08.2004 № 122-ФЗ) на органы местного самоуправления с 1 января 2006 г. возложены все вопросы организации похоронного дела, проведения мероприятий по содержанию и благоустройству кладбищ, воинских захоронений, мемориальных сооружений и других объектов похоронного назначения.

Правовую основу отношений, связанных с погребением умерших в Российской Федерации определяет Федеральный Закон от 12.01.1996 г. № 8 – ФЗ «О погребении и похоронном деле», устанавливающий:

- гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

- гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

- санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с организацией похоронного дела отражены в санитарных правилах и нормах СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», зарегистрированных в Минюсте России 31 августа 2011 года.

Сегодня успех работы похоронных предприятий во многом зависит от наличия профессионально подготовленных кадров, как руководящего звена, так и персонала, занятого в непосредственном обслуживании населения на объектах похоронного назначения. Работники контактной зоны, напрямую работающие с людьми, которых постигло горе, должны быть особенно хорошо обучены, так как от степени их профессионализма зависит имидж службы и общий уровень предоставления похоронных услуг в регионе, городе, районе. В первую очередь, это организаторы похорон, директора крематориев, заведующие и смотрители кладбищ и колумбариев, организаторы церемоний в траурных домах и залах, руководители предприятий по производству похоронных принадлежностей, руководители и специалисты транспортных предприятий.

Отмена лицензирования в 2003 г. похоронных услуг и отсутствие стандартов в отрасли не позволяют в полной мере органам местного самоуправления регулировать эту деятельность, а также защищать граждан от предоставления некачественных похоронных услуг.

В настоящее время каждый желающий может оказывать похоронные услуги и производить похоронные принадлежности, не имея специального образования и опыта работы в похоронной сфере.

В соответствии со статьей «1951. Профессиональная квалификация…» Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло постановление № 23 от 22 января 2013г. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», которым утвердило правила разработки утверждения и применения профессиональных стандартов.

Вся работа по утверждению профессионального стандарта возложена на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое определяет область применения профессиональных стандартов:

- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам, установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

- организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при разработке образовательных стандартов, программ профессионального образования и обучения для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения;

- организациями, осуществляющими присвоение квалификации гражданам на добровольной основе в соответствии с профессиональными стандартами.

Просим Вас принять участие в проведении профессиональной экспертизы и сообщить свои предложения по формам, изложенных в приложениях.

23:00