Национальная система квалификаций позволяет гармонизировать отношения

Об этом рассказал генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) А.Н. Лейбович на пресс-конференции в Москве 13 сентября. Он отметил, что «квалификация – это «эсперанто» на рынке труда. Если она подтверждена независимой оценкой, то работодатель видит, что можно ожидать от работника. Квалификация становится понятным, формализованным и узаконенным понятием, которое могут использовать все участники рынка труда». И это очень важный тезис, позволяющий понять, что конкретный гражданин России является не только работником, который должен сдать профессиональный экзамен, но и, прежде всего, потребителем разного рода услуг. И тогда для нас становится очевидным преимущество системы квалификаций, которая дает реальное представление о компетентности юриста, к которому мы обращаемся, или учителя, к которому ведем своего ребенка.


Руководитель НАРК отметил еще одно преимущество Национальной системы квалификаций – она позволяет гармонизировать отношения между системой образования и рынком труда: «Представители сферы образования не раз заявляли, что работодатели примерно понимают, какие специалисты им нужны, но сказать не могут. Сейчас ситуация меняется: работодатели не только это говорят, но и фиксируют на бумаге, разрабатывая профстандарты и описывая квалификации. Взаимодействие системы образования и рынка труда становится понятным и достаточно прозрачным».

Тему продолжила директор Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда РФ О.М. Зайцева. Она рассказала об особенностях разработки и актуализации профессиональных стандартов, подчеркнув, что профстандарты являются не должностной инструкцией, а описанием деятельности и разрабатываются не чиновниками, а работодателями. Кроме того, проекты профессиональных стандартов проходят обязательную процедуру профессионально-общественного обсуждения.

Генеральный директор Объединения РаЭл, Председатель ЭСПК А.В. Замосковный представил участникам мероприятия структуру Национальной системы квалификаций, в которой выделил три уровня: национальный, «отраслевой» и региональный, обозначив всех ключевых субъектов системы. Представитель ассоциации работодателей электроэнергетики особенно отметил роль Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ – стратегического органа, создание которого формально дало старт масштабной национальной реформе, а также роль Национального агентства развития квалификаций.

Далее А.В. Замосковный остановился на видах и направлениях деятельности Советов по профквалификациям, в том числе СПК в электроэнергетике, который более двух лет назад был создан на базе Объединения РаЭл и является одним из наиболее активных участников проекта по формированию Национальной системы квалификаций. По мнению представителя Объединения работодателей электроэнергетики, Советы по профессиональным квалификациям являются ключевой структурой системы. По сути, это гражданское общество в миниатюре: саморегулируемые, созданные на добровольной основе организации, помогающие разным группам экспертов, специалистов, лоббистов садиться за «круглый стол» и договариваться, вырабатывать единые правила и совместно двигаться вперед.

Также руководитель Объединения РаЭл в очередной раз подчеркнул, что ситуация, когда система высшего и средне-специального образования изначально ориентирована на интересы работодателей, выгодна всем – и работодателю, и молодому специалисту, который сразу после окончания учебного заведения готов на должном уровне приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей и получать конкурентоспособную заработную плату. Для этого работодатели, работодательские ассоциации, Советы по профквалификациям должны в постоянном режиме вести мониторинг рынка труда, выявлять перспективные потребности в новых специальностях, чтобы своевременно формировать заказ системе образования.

Завершая свое выступление, А.В. Замосковный подчеркнул важность субъектов Национальной системы квалификаций регионального уровня – профильных органов власти, объединений работодателей, Центров оценки квалификаций, Центров компетенций и т.д., которые являются базисом системы. Именно на региональном уровне находятся ее ключевые пользователи, ради которых и создается Национальная система квалификаций.
00:00